История Храма во имя Успения Пресвятой Богородицы

АдресРоссия, Тверская область, Осташковский район, д.Николо-Рожок, т/б «Сокол» 

Координаты57.202917, 33.016284 
Проездвыезд из города в сторону Пено/Свапуще, дорога через Любимку, Хитино, Заборье.
Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы расположен в российской глубинке. Его приход малочисленен, и поэтому средств на реставрацию Храма в данный момент нет. Те силы, которые прилагает нынешний настоятель прихода отец Алексей (Костин), недостаточны, и без посторонней помощи этому уникальному Храму грозит печальная судьба.
Первоочередного внимания требует настенная живопись. Если не предпринять срочных реставрационных усилий, то будет навеки утеряна частичка важнейшего европейского и русского культурного наследия и духовного достояния. Храм построен в 1765-1768 гг. Он расположен на высоком берегу на юго-западе озера Селигер, одном из самых красивых и больших в европейском части России. Это древние Новгородские земли, с конца XVIII века — Тверские.
Ныне это Осташковский район Тверской области. Особенностью Верхневолжского региона явилось то, что христианство здесь было принято уже в Х столетии, как в древнейшем духовном и культурном центре нашего Отечества — Киеве. Успенский храм расположен на месте древнейшего города — на городище Николо-Рожок. Первое поселение славян-кривичей на городище Николо-Рожок относится к IX-XIII векам. Название городища произошло от имени древнего Никольского монастыря, существовавшего здесь до XVII века, а слово «рожок» определено формой узкого мыса, как бы «рогом» врезавшегося в озеро Селигер.
Сам город Николо-Рожок, скорее всего, был разрушен во время татаро-монгольского нашествия. В настоящее время актуальной проблемой является осознание духовной и культурной значимости существовавшего в Верхневолжье древнейшего Николо-Рожковского монастыря. Он был основан в XV столетии на землях, принадлежавших сыну московского князя Димитрия Донского — князю Константину. Исследование показало, что здесь существовало 13 святых иноческих обителей.
В их числе величайшие святыни России — Нило-Столобенская пустынь на озере Селигер (основана в 1594 году) и Ольгинский женский монастырь у истока Волги (основан в 1909 году). В XIV-XV столетиях эта обитель была духовным, культурным и художественным центром Москвы; в монастыре была большая иконописная мастерская, знаменитый скрипториум, где ученые иноки занимались книгописанием. Николо-Рожковский монастырь был упразднен после реформы 1765 года, но здесь продолжала существовать приходская Никольская церковь.
Она находилась под опекой московского Симонова монастыря. Крестьянами Рожковской вотчины в конце XVII века управлял монастырский приказчик, назначавшийся Симоновой обителью. Храмы Николо-Рожковского монастыря были деревянными. В 1763 году прихожане Рожковской слободы направили в Тверскую духовную консисторию письмо, в котором сообщалось, что «оные церкви весьма обветшали», а жители «желают вместо оных церквей… новую каменную построить».
В результате было разрешено построить каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с южным приделом, посвященным святителю Николаю. Она была возведена в 1765-1768 годах. В 1861 году на собранные прихожанами деньги усилиями местных священнослужителей, по благословению преосвященного Филофея, архиепископа Тверского и Кашинского, при храме был устроен левый северный придел во имя преподобного Нила Столобенского. Освятил придел 2 июля 1863 года благочинный протоиерей Осташковского собора Иоанн Воскресенский.
Иконы для иконостаса этого придела написал осташковский художник Иван Иванов Митин. В 1859-1863 годах к храму пристроили с юга и запада притворы. Колокольня Успенского храма — ярусная, отдельно стоящая, построена в 1770-е годы. В 1884 году кладбище, находившееся вокруг церкви, обнесли каменной оградой с башнями. Успенская церковь на Николо-Рожке удивительна по своей архитектуре. Возведенная в новое время, она полностью сохраняет традиции архитектуры ушедшего XVII столетия, последнего века Древней Руси. Храм имеет характерную для XVII века композицию: двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный пятиглавием. С востока — граненая апсида, с запада — трапезная с двумя приделами (Никольским и Нила Столобенского).
Четверик храма завершен двумя рядами профилированных кокошников. Архитектура церкви полностью повторяет мотивы «дивного узорочья» XVII века: у основания барабанов глав — фигурные кокошники; сами барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясами: по самому верху четверика идет поребрик. Со всем эти традиционным древним убранством архитектуры тактично увязан новый декор — пилястры, оконные наличники, характерные для построек XVIII столетия, в стиле барокко.
В отличие от храма колокольня является типичным примером архитектуры барокко. При возведении Успенской церкви местные зодчие за основу взяли первое каменное сооружение Верхневолжья — Богоявленский собор Ниловой пустыни. Колокольня Успенской церкви по архитектуре близка колокольне Троицкого собора Осташкова и надвратной церкви Петра и Павла в Ниловой пустыни. Интерьер Успенского храма был украшен настенной росписью.
В 1851 году четверик расписал ржевский свободный художник Петр Трифонов Зуев. На средства прихожан в 1872 году устроили новый главный иконостас. Позолоту выполнил мещанин из Осташкова Иван Нечкин, иконы — осташковский живописец Петр Демидов Щетинин.
В советской время Успенская церковь была закрыта, было полностью утрачено убранство ее интерьера, лишь частично сохранилась настенная роспись. В 1970-е годы фасады Успенской церкви частично реставрировали, интерьер же не восстанавливался. В постсоветский период в Успенском храме началось Богослужение. Пришлось по небольшим частям восстанавливать церковь, ремонтные работы ведутся и в настоящее время. Сохранившаяся настенная живопись представляет большую историко-культурную ценность; к сожалению, на ее реставрацию нет средств ни у Министерства культуры Российской Федерации, ни у церковного прихода. Храм во имя Успения Пресвятой Богородицы на Николо-Рожке имеет большое духовное и историко-культурное значение.
Он не только связан с глубинной историей Древней Руси, но и сам является интересным памятником православной древнерусской архитектуры. Убранство интерьера было уникально и неповторимо, самобытно — иконы, иконостасы, настенные росписи, выполнены местными мастерами церковных художеств.
К сожалению, большая часть убранства была утрачена, само здание сильно пострадало в период безбожной власти. Несмотря на все утраты, Успенский храм активно формировал культурный ландшафт Верхневолжья ХХ столетия, являясь важной архитектурной доминантой, визуально связанной и с храмами Осташкова, и Нило-Столобенской пустыни.
Можно сказать, что ныне Успенский храм, Нилова пустынь, соборы и монастыри Осташкова создают уникальную архитектурную панораму, композиция которой активно дополнена красотой водных просторов Селигера, мощью прибрежных лесов, полей и лугов. Возобновление Богослужения в Успенском храме на Николо-Рожке — означает приобщение местных жителей к церковной жизни, а значит, и к преображению человека и окружающего мира.

изображения не найдены

Next Post

Москва - Селигер

Вс Сен 9 , 2012
навигация […]
позвонить